Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что входит в полис ОМС в 2022 году гинекология». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Досье на проект
Пояснительная записка
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
до 1 июля 2022 г. — доклад о реализации в 2021 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
до 1 октября 2022 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:
формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;
финансового обеспечения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;
г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Установить, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2021 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации | М.Мишустин |
Как лечиться по полису ОМС бесплатно
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.
Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.
При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.
Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению № 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями и организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи.
Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, который приведен в приложении № 4 (далее — углубленная диспансеризация).
Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинские организации, в том числе подведомственные федеральным органам исполнительной власти и имеющие прикрепленный контингент, в соответствии с порядком направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, формируют перечень граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, и направляют его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования доводят указанные перечни до страховых медицинских организаций, в которых застрахованы граждане, подлежащие углубленной диспансеризации.
Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспансеризацию осуществляется с привлечением страховых медицинских организаций с использованием единого портала, сети радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи.
Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется в установленном порядке, в том числе с использованием единого портала.
Медицинские организации организуют прохождение углубленной диспансеризации гражданином из расчета выполнения всех исследований и иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансеризации в соответствии с пунктом 1 приложения № 4 к Программе в течение одного дня.
По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражданин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также предоставляются лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам осуществления мониторинга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов.
При необходимости для проведения медицинских исследований в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной, могут привлекаться медицинские работники медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь.
В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2022 году будет осуществляться с учетом таких особенн��стей.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2021 год
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционному наблюдению с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение:
оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);
проведения углубленной диспансеризации;
проведения медицинской реабилитации.
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
В средние нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, включаются объемы медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм оказания медицинской помощи.
При формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с установленными Программой нормативами.
Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, следовательно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.
Установленные в территориальной программе нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой.
Субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) и вправе корректировать их размеры с учетом применения в регионе различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения.
Нормативы объема патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала включают отдельные исследования, которые могут быть проведены в иных медицинских организациях и оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы.
Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Фонда устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
Нельзя | Можно |
---|---|
Получить импортные японские подгузники для взрослых, самостоятельно выбрав бренд | Получить подгузники для пожилого человека |
Удалить пару лишних килограммов. Ваша фигура государством не застрахована | Удалить фурункул |
Ждать на лечебной физкультуре упражнений из хатха-йоги или современного тренажерного зала | Ходить на лечебную физкультуру |
Обратиться к дерматологу, если вас беспокоит просто повышенная жирность кожи лица | Ходить на лечебную физкультуру |
Обратиться к дерматологу, если вас беспокоит просто повышенная жирность кожи лица | Обратиться к дерматологу с проблемой серьезных высыпаний на коже |
В рамках Территориальной программы бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным в г. Москве лицам бесплатно предоставляется медицинская помощь следующих видов:
- Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
- Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), которые требуют использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также включает медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
- Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве с применением медицинского оборудования — при медицинской эвакуации). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными экстренными консультативными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае невозможности оказания данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, а также иными медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы в части оказания указанного вида медицинской помощи. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
- Паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями;
Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь жителям города Москвы оказывается бесплатно Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы», отделениями (кабинетами) паллиативного лечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в том числе на койках сестринского ухода, а также выездными патронажными службами.
- Медицинская реабилитация.
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих формах:
- Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;
- Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, без явных признаков угрозы жизни пациента;
- Плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной либо неотложной формы оказания медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:
- Вне медицинской организации (по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
- В амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника;
- В условиях дневного стационара (предусматривается медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требуется круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- В стационарных условиях (обеспечивается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
- Медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме оказывается безотлагательно;
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) в стационарных условиях в плановой форме (плановая госпитализация) составляет не более 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию пациента;
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи для пациента с онкологическим заболеванием (состоянием, имеющим признаки онкологического заболевания), за исключением высокотехнологичной, в связи с наличием указанного заболевания (состояния) в стационарных условиях в плановой форме — не более 7 рабочих дней со дня гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза онкологического заболевания (состояния, имеющего признаки онкологического заболевания). Плановая госпитализация обеспечивается при наличии направления на госпитализацию пациента;
- Медицинская помощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми, врачами акушерами-гинекологами и осуществляется в день обращения пациента;
- Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме составляет не более двух часов с момента обращения пациента;
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме. Срок ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента;
- Срок ожидания приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня обращения пациента;
- Срок ожидания приема (проведения консультаций) врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более трех рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- Срок ожидания проведения диагностических инструментальных исследований (рентгенологические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня назначения исследования;
- Срок ожидания проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) составляет не более 14 рабочих дней со дня назначения исследования;
- Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента вызова бригады скорой медицинской помощи для оказания такой медицинской помощи;
- Срок ожидания проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более 7 рабочих дней со дня назначения исследования;
- Срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием составляет не более трех рабочих дней со дня постановки ему диагноза онкологического заболевания;
- Сроки ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется «лист ожидания» оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Помощь, оказанная застрахованным, должна быть надлежащего качества, поэтому в задачи экспертов страховых компаний и внештатных врачей-экспертов качества медицинской помощи входит исследование случаев оказания медицинской помощи, выявление врачебных ошибок, выяснение причин возникновения этих ошибок, рекомендаций по их предотвращению. За неисполнение обязательств по предоставлению застрахованным медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема, к медицинским организациям применяются финансовые санкции. Особому контролю подлежат случаи при поступлении жалоб от застрахованных на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации, летальные исходы, в том числе материнская и младенческая смертность, осложнения заболеваний, внутрибольничное инфицирование.
Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.
Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.
ФФОМС сократит расходы на изготовление бумажных медицинских полисов
Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).
Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.
Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.
Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:
1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;
2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).
Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.
Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).
Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.
Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:
-
методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);
-
порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).
Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.
1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).
2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 – 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.
* * *
Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.
1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.
2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.
- Овариальная стимуляция;
- Пункция фолликулов яичника для получения ооцитов (яйцеклеток);
- Инсеминация ооцитов специально подготовленной спермой мужа (партнера) методом ЭКО или путем инъекции сперматозоида в цитоплазму ооцита;
- Культивирование эмбрионов;
- Перенос эмбрионов в полость матки (допускается перенос не более 2-х эмбрионов; пациенткам с отягощенным акушерским анамнезом и патологией матки показан селективный перенос 1 эмбриона). Законченным случаем базовой программы ЭКО считается процедура ЭКО, завершенная переносом эмбриона.
- Криоконсервация (заморозка) эмбрионов (при наличии показаний).
Виды, качество и условия медицинской помощи
То, что в России подразумевается под услугами в рамках дополнительного медицинского страхования, во многих других развитых странах мира считается необходимым условием для беспроблемного получения помощи: о вашем здоровье загодя побеспокоиться должны либо вы сами, либо ваш работодатель.
По аналогии с автострахованием: ведь владельцы железных коней не претендуют на то, чтобы их ремонтировали за государственный счет? Хочешь за руль — покупай ОСАГО и каско, а если машина служебная — требуй, чтобы полис оформил работодатель. Так почему в нашей стране ДМС — по-прежнему редкий зверь, с которым имеют дело преимущественно сотрудники солидных корпораций и люди с уровнем дохода выше среднего (тогда как автомобили есть у каждого четвертого жителя)?
По большему счету — потому, что мы все избалованы бесплатной медицинской помощью. Даже те ответственные граждане, которые из любопытства справляются о стоимости полисов ДМС, дабы обеспечить надлежащее качество обслуживания в поликлиниках и стационарах для себя и своей семьи, часто уходят из страхового офиса с пустыми руками: услуга эта на поверку оказывается чересчур дорогой.
Страховщики объясняют это тем, что спрос на нее невелик — к тому же, в силу менталитета россиян, нередко приходится сталкиваться с клиентами, пытающимися оформить полис под уже присутствующий недуг, что противоречит самой идее системы. Короче говоря, с позиции бизнеса дополнительное медицинское страхование — рискованная отрасль. Потому 90 % полисов ДМС заключается с юридическими лицами.
Тут все проще: крупной успешной компании выгодно, чтобы ее сотрудники реже болели и быстрее возвращались в строй. К тому же для юрлица медицинское страхование работников подразумевает определенные налоговые льготы и — дополнительную степень лояльности со стороны подчиненных.
Помимо амбулаторно-поликлинического обслуживания, в программу страхования могут входить и другие услуги:
Вызов врача на дом. При высокой температуре, сильной слабости и других состояниях, когда невозможно лично приехать в клинику.
Стоматология. Терапевтическое и хирургическое лечение при острой боли, заболеваниях полости рта.
Скорая медицинская помощь. Вызов экипажа в экстренной ситуации. Машина скорой помощи прибудет в любое время дня и ночи.
Экстренная госпитализация. Транспортировка пациента в стационар по назначению врача скорой помощи.
Телемедицина. Консультации врача онлайн из любой точки мира. Круглосуточная помощь терапевта, плановый прием профильных специалистов.
Если вы заботитесь о своем здоровье и благополучии близких, хотите иметь возможность выбирать врача и поликлинику, получать квалифицированную помощь без очередей, оформите полис добровольного медицинского страхования.
Программы ДМС подходят тем, кто:
- знает о преимуществах полиса перед обслуживанием по ОМС;
- хочет помочь своим родителям;
- ценит профессиональный подход к лечению заболеваний;
- считает, что медицинская помощь должна быть своевременной;
- хочет защитить своих детей на случай серьезных заболеваний;
- предпочитает лечиться в негосударственных медицинских центрах.
Список поликлиник, включенных в программу ДМС, указан в договоре и памятке застрахованного лица. Вы можете записаться на прием в любое из учреждений. Для этого позвоните в регистратуру и сообщите, что у вас есть полис ДМС. Узнать о приеме нужного специалиста также можно на горячей линии компании «АльфаСтрахование». Оператор назовет адрес и телефон ближайшего медицинского центра, где вы получите квалифицированную врачебную помощь, необходимую в конкретном случае, поможет оформить запись.
Полис ОМС: используем правильно и не упускаем свою выгоду
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Каждый пациент, имеющий полис ОМС, вправе бесплатно обращаться в любую государственную клинику для получения медицинских услуг. Причем их перечень довольно обширен, начиная от консультации и заканчивая госпитализацией.
Как правило, услуги любой поликлиники или стационара не бесплатны. Но, сам пациент ничего платить не должен, так как у него есть полис ОМС. При получении такого документа человек заключает со страховой компанией договор, а страховку клиент не оплачивает, как это происходит с ДМС.
Вместо внесения страховых платежей, по обязательному медицинскому страхованию предусмотрены взносы. Они взимаются с работодателя, а их размер зависит от заработной платы человека. Получается, что любой работающий россиянин уже оплатил все медицинские услуги.
- В России действует система обязательного медицинского страхования, в рамках которой, все граждане, зарегистрированные в ней, имеют право на бесплатную мед.помощь..
- Сдача анализов и получение результатов входит в состав безвозмездных услуг, оплачиваемых страховой.
- Если человеку необходимо узнать какую-либо информацию о лечебных мероприятиях, то врач не вправе отказать в ее предоставлении. Причем специалист обязан рассказать, как о платных, так и о бесплатных методах.
- Зачастую мед. организации отказывают в предоставлении какой-либо помощи в связи с отсутствием технической возможности. В таком случае учреждение обязано бесплатно отправить пациента в другую клинику.
- Нарушение прав пациента недопустимо. Просить помощи в их защите можно у страховой компании. Для этого нужно написать жалобу на действие врачей или главврача.
Важно! Главным документом, подтверждающим право на получение бесплатных медицинских услуг, является полис ОМС.
Для его получения нужно обратиться в представительский центр страховой компании. В настоящее время в России используются единые полиса, по которым пациент получает мед услуги в клинике любого региона страны.
Любое лицо, зарегистрированное в системе ОМС, имеет право совершенно бесплатно сдать анализы, входящие в программу страхования:
Этап | Описание | Дополнение |
Получение полиса ОМС | Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение страховой компании написать заявление и предоставить копию паспорта, СНИЛС. | Как правило, полиса россияне оформляют вместе со всеми документами. Их выдача производится бесплатно. |
Прикрепление к поликлинике | На этом этапе пациенту необходимо обратиться в любую поликлинику, где ему удобно лечиться, с просьбой прикрепить его. В регистратуре ему заведут медицинскую карту. | Чаще всего пациенты прикрепляются к клиникам по месту жительства. На самом деле, можно выбрать совершенно любую лечебную организацию, которая обслуживает пациентов по полису ОМС. |
Записаться на прием к врачу | В каждой поликлинике разная система записи. Чаще всего нужно позвонить по телефону. Еще один вариант – получить талон при помощи онлайн-регистратуры. | Запись к специалисту производится на свободную дату и время. |
Посещение врача | На приеме у специалиста пациенту необходимо попросить выписать направления на анализы. | Прежде чем выдать направления, специалист осмотрит пациента и внесет результаты в медицинскую карту. |
Если врач заявляет о том, что анализы, которые планирует сдать пациент, платные, то стоит обратиться в страховую компанию и уточнить о платности процедуры. Страховщик обязан сообщить, входят ли данные анализы в перечень бесплатных услуг, предоставляемых по полису ОМС.
Важно! Если на самом деле процедуры бесплатные, нужно настаивать на выдаче направлений.
Врач может продолжать говорить о том, что анализы платные. В таком случае рекомендуется обратиться с жалобой к главврачу. Если и руководитель поликлиники не помог, то следует отправить обращение в Минздрав.
Процедура сдачи анализов в другом регионе идентична схеме прохождения аналогичной процедуры в субъекте, где зарегистрирован пациент. Единственная сложность в том, что некоторые врачи, по незнанию или по нежеланию, отказываются бесплатно обслуживать человека, который получил полис в другом регионе.
Помните, это не законно. В настоящее время в России действуют полисы ОМС единого образца. Это означает то, что все граждане, зарегистрированные в системе ОМС, пользуются услугами одной и той же страховой компании.
Но есть одно важное правило. По всей стране действует лишь базовая программа страхования. Это скорая и первичная помощь пациентам. А вот некоторые виды профилактического обследования, которые не входят в базовую программу, а предусмотрены лишь территориальной, можно пройти только по месту регистрации.
Медицинская организация может отказать выдать направления на анализы и в том случае, если пациент не предъявляет полис и паспорт.
Как правило, на законодательном уровне как такового перечня анализов, которые пациент вправе сдавать бесплатно, не установлено. На самом деле, даже не все специалисты знают, какие процедуры производятся бесплатно, а какие нет.
Все анализы, которые необходимо сделать для выявления заболевания из базовой или территориальной программы, бесплатны. Как показывает практика, у пациентов практически никогда не возникает проблем с направлениями на такие процедуры, как:
- общее исследование крови и мочи;
- биохимия крови;
- флюорография, КТ, маммография;
- ЭКГ, УЗИ;
- исследование крови на предмет сахара.
Часто врачи отправляют пациентов на платные анализы только потому, что в поликлинике нет оборудования для проведения исследования. По закону, в таком случае человека должны бесплатно направить в другую медицинскую организацию, где возможность сдачи таких анализов есть.
Но чаще всего, специалисты умалчивают или не знают об этом правиле, а сразу рекомендуют пациенту обратиться в частную клинику. Чтобы самостоятельно понять, можно ли конкретные анализы сдать бесплатно, необходимо ознакомиться с базовой и территориальной программой страхования.
Стандарт медпомощи представляет собой свод мед. услуг, которые предоставляются пациенту, зарегистрированному в системе ОМС, бесплатно.
Чтобы не переплачивать за анализы и за другие процедуры, всем пациентам рекомендуется научиться пользоваться данным стандартом:
- Если у человека подозревают наличие какого-либо заболевания, то необходимо открыть базовую или территориальную программу и посмотреть, входит ли оно в бесплатный перечень.
- При положительном результате, для того, чтобы узнать, какие анализы можно сдать бесплатно только при подозрениях, переходят на официальный сайт Минздрава, затем находят свое заболевание и кликают по стандарту. Затем необходимо просмотреть раздел «Диагностические мероприятия».
- Если болезнь уже подтверждена и требуется его конкретизация, то в таком случае бесплатные процедуры указаны во втором разделе этого же стандарта.
Важно! Если у пациента нет времени разбираться в медицинских стандартах, можно просто позвонить в страховую компанию и уточнить, какие анализы для диагностики или конкретизации данного заболевания проводятся бесплатно.
Врач не имеет права «навязывать» платные услуги. Случается так, что специалист направляет пациента на анализы и берет за это плату, но никаких документов не выдает. Это незаконно. Если процедура на самом деле платная, то с клиентом заключается договор, либо ему просто выдается чек.
Вторая незаконная ситуация – врач направляет на платную сдачу анализов, которые можно сделать по полису ОМС. С одной стороны, кажется все хорошо. С пациентом заключается договор, он платит деньги в кассу. Но на самом деле, этим соглашением он самостоятельно отказывается проходить процедуру бесплатно.
Третий вариант – врач направляет пациента в конкретную частную клинику, где стоимость услуг намного дороже. На самом деле человек вправе выбрать любую мед.организацию, где существует техническая возможность провести исследования.
Если врач «навязывает» платные услуги, проверьте, входят ли они в перечень бесплатных, а затем объясните ситуацию специалисту. Узнав о том, что пациент осведомлен в данном вопросе, он, скорее всего, не будет настаивать на своем. Если же врач продолжает просить клиента сдать анализы платно, то стоит обратиться к главврачу, а затем в Минздрав.
Как правило, после того, как пациент сдает анализы, результаты прикрепляются в его медицинскую карту. Но, если они необходимы, например, для посещения профильного специалиста в другой клинике, то можно попросить снять с них копию.
Для этого необходимо написать заявление с просьбой выдать копии анализов или выписку в двух экземплярах. Первый отдается в регистратуру, а второй остается у заявителя. Но на нем регистратор обязан поставить штамп о принятии заявки. Если работник регистратуры отказывается принимать заявление или проставлять штамп, отправляйте документ почтой заказным письмом с уведомлением.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который меняет некоторые правила по части обязательного медицинского страхования. Основные изменения касаются полисов ОМС – они будут выдаваться преимущественно в электронной форме, причем в беззаявительном порядке.
Основные положения принятого законопроекта:
- вместо полиса ОМС при обращении в медицинское учреждение можно будет предъявить удостоверяющий личность документ (то есть, паспорт) – по выбору самого пациента;
- вводится единый регистр застрахованных лиц по всей территории России. Сейчас работа с базой идет через отдельные региональные сегменты единого регистра;
- полис ОМС формируется автоматически, как только данные о гражданине вносятся в единый регистр;
- в день подачи заявления о включении в единый регистр застрахованное лицо получает полис ОМС;
- полис ОМС будет выдаваться в электронном виде на Госуслугах. Сам полис будет иметь вид штрих-кода с точечными символами (вероятно, как QR-код);
- полис ОМС на бумажном носителе будет выдаваться по заявлению гражданина;
- в будущем полисы ОМС будут выдаваться автоматически по факту рождения ребенка (данные об этом федеральный фонд ОМС получит по системе межведомственного взаимодействия);
- вместо замены полиса ОМС (например, при смене фамилии или адреса проживания) достаточно будет уведомить свою страховую компанию;
- сменить страховую компанию можно будет, обратившись к новому страховщику. Он же внесет данные в единый регистр, если их там по какой-то причине не было.
Как видно, законопроект очень серьезно меняет всю систему работы с полисами ОМС – фактически полис теперь будет «привязываться» к гражданину бессрочно, и существовать в виде записи в электронном регистре.
В законопроекте по срокам сказано следующее:
- документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года;
- чтобы подготовиться к новому порядку, территориальные фонды ОМС должны к этой дате проверить достоверность, полноту и актуальность всех данных обо всех застрахованных лицах, и при необходимости внести в них поправки. И это нужно будет начать делать сразу же после принятия законопроекта.
Так как до конца года еще достаточно времени, есть все шансы на то, что закон заработает с 1 января.
Также известно, что на начальном этапе автоматически выдавать полисы ОМС будут только новорожденным – а взрослым гражданам придется обращаться за ними самостоятельно (например, при получении гражданства или если человек до сих пор не обращался за медицинской помощью по ОМС).
Что же касается тех, кто уже имеет бумажные полисы ОМС – скорее всего, они смогут обращаться в медорганизации даже без страховки. Дело в том, что все застрахованные граждане и так внесен в единый регистр – соответственно, электронный полис для них будет сформирован автоматически на основании записи в регистре. И такой гражданин сможет получать медпомощь просто по паспорту.
Кстати, в теории это возможно еще с 2019 года – если у пациента нет при себе страхового полиса, но медучреждение может идентифицировать его в базе по паспорту, ему окажут всю необходимую помощь.
Полис ОМС предоставляется в рамках специальной программы, действующей в Российской Федерации. Он удостоверяет, что расходы, связанные с вашим лечением, будут покрываться компанией, выпустившей документ. Документ выдается гражданам Российской Федерации бесплатно, без даты истечения срока действия. Согласно закону, при обращении в медицинские учреждения вам необходимо иметь его при себе: без предъявления бумаги при наступлении страхового случая вы получите только экстренную помощь. Если у вас есть полис ОМС, вы можете обратиться в клинику, к которой вы привязаны.
Что гарантирует страховой полис? Предоставляет бесплатную медицинскую помощь каждому гражданину Российской Федерации. Это право закреплено в Конституции, а финансирование осуществляется через страховые фонды на федеральном и региональном уровнях. Они пополняются регулярными взносами, которые делаются следующим образом:
—работодатели делают отчисления за своих работников;
— за временно безработных платит государство.
Перечень услуг ОМС определяется на федеральном уровне. Регионы также пересматривают условия и, при необходимости, добавляют дополнительные позиции. Если вы не знаете, включен ли ваш случай в базовую программу для региона, обратитесь к представителю страховой компании.
Согласно законодательству, граждане Российской Федерации независимо от возраста, пола и социального статуса должны получать одинаковую медицинскую помощь. Это регулируется следующими положениями и актами:
— ФЗ № 326;
— Постановление правительства № 1403 (в нем предусмотрено, что оно включено в основную программу на 2018–2019 годы);
—региональные правила.
Для получения медицинской помощи обращайтесь в учреждения, включенные в программу государственных услуг для ОМС. Если вы хотите получить помощь в медицинских учреждениях, которые не входят в их число, вам потребуется полис добровольного медицинского страхования.
Что должны получать граждане по данным ОМС бесплатно? Основные услуги включаютэкстренную помощь, устранение угроз для жизни и здоровья человека. Также оказывается амбулаторное лечение:
—посещение врача в клинике, к которой вы привязаны;
— амбулаторное лечение;
— предусмотрена диспансеризация;
— терапия дома или в больнице;
— гинекологические услуги, в том числе ведение беременности.
Стационарная помощь, предоставляемая полисом OMС, подразумевает следующее:
— плановая или экстренная госпитализация по поводу обострения хронических заболеваний;
— пребывание в больнице при выявлении патологии беременности или родов;
— лечение, когда возникает необходимость в стационарном лечении.
Отдельно указывается возможность получения лечения, если для этого требуются высокотехнологичные методы. С 2014 года этот вариант был включен в полис это обеспечило доступность медицины для граждан РФ. Но, чтобы определить, попадает ли конкретный случай под тип заболевания, требующего ВТМ, необходимо учитывать все нюансы этого состояния. Сложности также возникают с квотами — суммами, выделенными на лечение по полису.
Если ваше состояние угрожает жизни (вы отравлены, у вас сломана нога, либо вы получили ожёг), вам не могут отказать в лечении, даже если у вас нет страхового полиса.
Россияне смогут получить цифровой полис ОМС автоматически при рождении
Услуги по базовой программе OMС предоставляются по следующим заболеваниям:
-паразитарным или инфекционным;
-болезнях глаз;
-нервной системы;
-болезням крови и кровеносной системы;
-иммунитета;
-болезни органов пищеварения;
-ушные болезни;
-заболевания органов дыхания;
-мочеполовой системы;
-кожные болезни;
-болезни костно-мышечной системы.
Вы также получите помощь при травмах, отравлениях, психических расстройствах, появлении опухолей (диагностика, лечение и, при необходимости, удаление). Также предоставляется бесплатное обслуживание при врожденных пороках развития, хромосомных нарушениях и состояниях, возникающих в перинатальный период.
На это могут претендовать следующие категории:
—граждане Российской Федерации, получившие полис;
— граждане другого государства, постоянно проживающие в России;
— беженцы (лица без гражданства)
В первом случае полис выдается на постоянной основе, граждане же других стран не пользуются этой привилегией. Для них срок действия OMС истекает в тот момент, когда заканчивается разрешение временного проживания.
Информацию о том, что входит в виды базовой помощи для вашего субъекта Российской Федерации, можно получить непосредственно в страховой компании. Список услуг в рамках полиса ОМС также предоставляется медицинскими учреждениями, хотя на самом деле пациентам спешат предложить на подпись контракта на платное лечение. Можно уточнить перечень бесплатных услуг на сайте Федерального фонда ОМС, но трудно разобраться в деталях.
Большинство бездетных пар задаются вопросом – как получить квоту на ЭКО в 2021 году? Чтобы стать на очередь на данную процедуру необходимо пройти ряд обследований и по итогу соответствовать обязательным требованиям согласно приказу Минздрава №803н РФ от 31.07.2020. Требования этого приказа будут действовать в 2021 году, также в действии остается и предыдущий приказ №107н. Итак, когда же можно претендовать на бесплатное ЭКО:
- в паре присутствует мужской фактор бесплодия;
- у женщины диагностированы проблемы с проходимостью труб либо полное их отсутствие;
- у пациентки были выявлены какие-либо отклонения в работе эндокринной системы либо гинекологические заболевания, при которых наступление беременности естественным путём невозможно.
При оформлении квоты на ЭКО по ОМС в Москве не имеет значения возраст пациентки, однако установлена верхняя граница – 45 лет. Если женщина, подавшая документы на квоту, значительно старше, то комиссия может отказать в её получении, поскольку шансы зачать ребёнка существенно ниже. Квота на ЭКО какие документы выдаётся женщинам, которые не смогли забеременеть бытовым путём в течение 1 года, а для пациенток после 35 лет этот период сокращается вдвое.
Для того, чтобы подать документы на квоту на ЭКО, необходимо обязательно иметь российское гражданство, но при этом претендовать на бесплатное ЭКО могут матери-одиночки, пары, проживающие в гражданском браке, а также те, кто не имеет постоянной прописки в городе проживания.
Виды платной и бесплатной медицинской помощи
- Сколько бесплатных попыток ЭКО по ОМС?
-
Государством на сегодняшний день не установлено определённое число бесплатных протоколов ЭКО по ОМС. Однако лучше всего проводить данную процедуру не чаще двух раз в год. Дело в том, что женщине может потребоваться время на восстановление, как физическое, так и моральное. Кроме того, в промежутках между протоколами лечащий врач, скорее всего, проведёт ряд дополнительных анализов в целях уточнить причины бесплодия в паре.
- Сколько бесплатных попыток ЭКО в год по квотам от государства?
-
В течение года вы можете сделать не более 2х попыток ЭКО по ОМС с овариальной стимуляцией и/или 4 криопротокола.
- До скольки лет можно делать бесплатное ЭКО по ОМС?
-
Ограничений по возрасту для проведения ЭКО в нашей стране не установлены. Однако следует помнить, что есть ограничения для проведения ЭКО по ОМС по уровню АМГ и КАФ ( количеству антральных фолликулов в яичниках) и следовательно при определенных условиях вам может быть отказано в проведении ЭКО по ОМС.
- Что входит в бесплатное ЭКО по полису ОМС?
-
В программу ЭКО, которое проводится с использованием средств государственного бюджета, входят следующие услуги:
- гормональная стимуляция с применением соответствующих препаратов; забор ооцитов и фолликулов (включая затраты на анестезию);
- непосредственно сама процедура искусственного зачатия в пробирке с участием биоматериалов партнеров;
- интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида (если это необходимо);
- отбор наиболее качественных и жизнеспособных эмбрионов;
- подсадка эмбриона в полость матки пациентки;
- заморозка «лишних» эмбрионов для последующего использования.
Все манипуляции, необходимы для успешного проведения ЭКО по ОМС, до момента подсадки (включительно), осуществляются за счет государтсвенных средств. Кроме того, сопутствующие медикаменты также входят в процедуру бесплатного ЭКО. Остальные процедуры (в том числе, проводимые на этапе подготовки к ЭКО), а также те, которые проводятся после подсадки зародышей, оплачивает семейная пара.
- Входит ли ИКСИ в ОМС?
-
Процедура ИКСИ,при наличии показаний, выполняется в программах ОМС бесплатно.
- Анализы и обследование входит в программу ОМС?
-
Все необходимое обследование вы можете выполнить за счёт средств ОМС через вашу женскую консультацию.
К сожалению учитывая сроки годности анализов перед программой ЭКО зачастую приходится проходить обследование повторно
Согласно принятому Госдумой закону, с 1 января 2024 года при обращении за медпомощью можно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность.
При этом полис на бумаге или в виде пластиковой карты будет предоставляться по желанию человека, который сам выберет, что ему удобно.
Полис ОМС необходимо заменить в нескольких случаях: если полис ОМС старого образца (оформлен до 1 мая 2011 года) или если произошла смена фамилии, имени, отчества, даты рождения.
В этих случаях требуется посещение офиса страховой медицинской компании и замена документа на новый. Если же необходимо только заменить данные, например, при смене паспорта, то необходимо обратиться в страховую медицинскую компанию для актуализации персональных данных.
ДМС – это добровольный финансовый продукт, в рамках которого страховая компания компенсирует расходы, связанные с медицинским лечением. Купить бланк защиты могут как обычные граждане, так и руководители компаний для своих сотрудников. Особой популярностью пользуется стандартный пакет, который отличается небольшой стоимостью и набором необходимых рисков. Рассмотрим, что входит в стандартный полис ДМС.
Непредвиденная ситуация может произойти с каждым. Это помощь, которая оказывается когда предоставляется угроза жизни застрахованного клиента.
Включает:
- вызов скорой помощи, которая приезжает за считанные минуты
- оказание первой помощи на месте
- проведение диагностики
- транспортировка в стационар с целью госпитализации
Похожие записи: