Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин для школы с изменениями на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:
Тема |
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Стало в СП 2.4.3648-20 |
---|---|---|
1. Использование подвальной и цокольной площади | Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). | Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). |
2.Полифункциональность | Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). | Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). |
3. Питание | Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац). |
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац). |
4. Оборудование | Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). | При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). |
5. Водоснабжение | Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6). |
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6). |
6. Отопление | Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). | Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). |
7. Инновации | Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) | Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) |
СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)
Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.
По СанПиН в 2022 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.
Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.
В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.
Требования к отоплению и вентиляции в школах по СанПиН 2022 года:
- соответствие нормативам, предъявляемым к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях;
- соблюдение режима проветривания;
- организация измерения температуры в помещениях термометрами.
Указанных в третьей норме приборов должно быть достаточное количество, желательно их иметь по одному в каждом кабинете, так как иначе процесс будет занимать много времени.
На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.
Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.
Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.
Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.
Санитарные правила
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
1.1. Настоящие санитарные правила (далее — Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее — Хозяйствующие субъекты).
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
Роспотребнадзора от 22.07.2021 N 02/14750-2021-24
3.1. В организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых здания должны соблюдаться следующие требования:
3.1.1. Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее — дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Для групп раннего возраста (до 3 лет) — не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 дет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет — не менее 2,0 м2 не ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного воспитанника, а также соблюдения требований к расстановке мебели в соответствии с Правилами. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи — 12 детей в возрасте старше 3 лет,
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабослышащих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабовидящих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с амблиопией, косоглазием — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с задержкой психоречевого развития — 6 детей в возрасте до 3 лет, для детей с задержкой психического развития — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени — 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с расстройствами аутистического спектра — 5 детей для обеих возрастных групп,
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) — 5 детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
в возрасте старше 3 лет, в том числе:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом,
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени,
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
3.1.2. Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы).
На собственной территории дошкольной организации следует располагать игровую (групповые и физкультурно-оздоровительные площадки) и хозяйственную зоны, а также место для хранения колясок, велосипедов, санок.
Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка, но не менее 20 м2, песочницы, а также иные приспособления для игр. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения.
Допускается установка на прогулочной площадке сборно-разборных навесов, беседок.
Для организации прогулок детей младенческого возраста используются прогулочные коляски (в том числе многоместные).
- О Центре
- Дистанционное обучение
- Аттестация работников образования
- Мониторинг
- Программно-техническое сопровождение и обеспечение мероприятий (федеральных, региональных, муниципальных)
- Новости Центра
- Тестирование
Требования к площади комнат стали конкретнее. В старом СанПин были указаны нормы площади игровых комнат и спален для каждого ребенка. Теперь сказано о площади физкультурного зала: он должен быть не менее 75 кв.м.
Утром детям нужно бесконтактно измерять температуру. Теперь детям каждое утро при приеме в детский сад нужно проводить бесконтактную термометрию.
Режим дня стал свободнее. По крайней мере в новых СанПин ничего не сказано о нем. Сказано только, что виды деятельности нужно чередовать, проводить время на свежем воздухе и проводить подвижные игры и физкультурные занятия.
Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.
Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.
Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты.
Телефоны экстренных служб:
02 — Полиция
5-11-37 — дежурная часть
5-13-08 — ФСБ
5-22-63 — МЧС
2-39-20 — пожарная часть
Горячая линия:
8 8793 333233
СанПиН для школ – Санитарные правила СП 2.4.3648-20
Состав сухого пайка для детей с ОВЗ
В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).
- ЕГЭ и ОГЭ
- Основной государственный экзамен
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийская проверочная работа
- Учреждения образования
- Электронная очередь в детский сад
- Нормативные документы
- Конкурсы отдела образования
- Всероссийская олимпиада школьников
- Приказы отдела образования
- Общая информация
- Мониторинг трудоустройства выпускников
- Независимая оценка качества
- Объявления отдела образования
- Психолого-медико-педагогическая комиссия
- Информация об отделе образования
- Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни
- Повышение качества образования
- Цифровая образовательная среда
- Механизмы управления качеством образовательных результатов
- Механизмы управления качеством образовательной деятельности
- Функциональная грамотность
- Муниципальная методическая служба
- Методическое объединение учителей
- Целевая модель наставничества
- ноября, 2020
- сентября, 2020
- июля, 2020
- июня, 2020
- мая, 2020
- апреля, 2020
- марта, 2020
- февраля, 2020
- января, 2020
- декабря, 2019
- октября, 2019
- сентября, 2019
- Поиск по библиотеке
- Воспитательная работа
- Для комплексов «Детский сад-начальная школа»
- Здоровый образ жизни
- Изобразительное искусство
- Иностранный язык
- Информатика
- История
- Логопедия
- Математика
- Материалы для родителей
- Материалы МО
- Междисциплинарное обобщение
- Музыка
- Общепедагогические технологии
- Окружающий мир
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Психология
- Региональный компонент
- Русский язык
- Сценарии праздников
- Технология
- Физкультура
- Чтение
- Разное
- Аудиозаписи
- Видеозаписи
Далее цитаты из текста СП 2.4.3648-20:
Работники хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи – ежегодно), вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
Новые требования к детскому питанию
- При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания.
- Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
- Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с рецептурой и технологией приготовления блюд, отраженной в технологических картах, при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
- В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
- В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на полуфабрикатах, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, помещения, предназначенные для доготовки полуфабрикатов, горячий цех, холодный цех, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
- В составе комплекса помещений буфетов-раздаточных должны быть: помещение для приема и раздачи готовых блюд и кулинарных изделий, помещение для мытья кухонной и столовой посуды, помещение (место) для хранения контейнеров (термосов, тары).
- Помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции.
- Складские помещения для хранения пищевых продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.
- Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха.
- При отсутствии холодного цеха приборы для обеззараживания воздуха устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц.
- Обеденные залы оборудуются столовой мебелью (столами, стульями, табуретами, скамьями), имеющей без дефектов и повреждений покрытие, позволяющее проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
- Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости (бутилированной) промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. Вода, расфасованная в емкости и поставляемая в хозяйствующие субъекты, должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.
- Издательская продукция (книжные и электронные ее варианты), используемые хозяйствующим субъектом, должны соответствовать гигиеническим нормативам.
- Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
- Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения.
- Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
- Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
- В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.
- Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.
- Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80%, образовательной программы основного общего – 70% и образовательной программы среднего общего образования – 60%. Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки.
- Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами.
- С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времен, сессий и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
- При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день.
Полный текст Санитарных правил СП 2.4.3648-20 вы можете скачать бесплатно в формате doc для печати или редактирования в Ворде по этой ссылке.
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
Образовательный процесс 2021/2022 учебный год
Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:
1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);
2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;
3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.
1.2. Дата окончания учебного года:
для 1 классов – 20 мая 2022 г.
для 2-4 классов – 31 мая 2022 г.
1.3. Продолжительность учебного года
1 класс – 33 учебные недели
2-4 классы – 34 учебные недели
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебного периода
1-4 классы обучаются по модульному режиму обучения.
Учебный период |
Продолжительность |
Дата |
1 триместр |
55 учебных дней |
01.09.2021 г. – 30.11.2021 г. |
2 триместр |
55 учебных дней |
01.12.2021 г. – 28.02.2022 г. |
3 триместр |
57 учебных дней |
01.03.2022 г. – 31.05.2022 г. |
В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 1-4 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).
В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 1-4 классах с применением дистанционных технологий.
2.2. Продолжительность каникул
Каникулярный период |
Сроки |
Продолжительность каникул Новые СанПиН для школ с 2022 года1. Календарные периоды учебного года 1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года. 1.2. Дата окончания учебного года: для 10 классов – 31 мая 2022 г. для 11 классов – 20 мая 2022 г. 1.3. Продолжительность учебного года 11-е классы – 33 учебные недели 10-е классы – 34 учебные недели 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебного периода 10-11 классы обучаются по модульному режиму обучения.
В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 10-11 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника). В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 10 классах с применением дистанционных технологий. 2.2. Продолжительность каникул
|