Закон о безработице в 2022 году: основные положения и налог на тунеядство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о безработице в 2022 году: основные положения и налог на тунеядство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с законом, безработными считаются лица, не трудоустроенные официально и состоящие на учете в одном из центров занятости. Еще к одной категории безработных граждан государство относит тех, кто не работает и не состоит на учете в центре занятости. Первых новый закон не коснется, а не трудоустроенные официально и самозанятые россияне обязаны будут раскошеливаться.

Зачем нужен этот шаг? Новый закон направлен на то, чтобы заставить легализировать свою деятельность самозанятых и работающих неофициально. Соответственно, они будут платить налог за безработицу, и государственная казна будет получать дополнительные деньги на социальные нужды.

Важная деталь: новый закон не коснется инвалидов, пенсионеров и детей до 18 лет.

Сколько будут получать безработные в 2022 году

Не все в Госдуме поддерживают введение нового законопроекта. Противники «закона о тунеядстве» утверждают: понятия «налог» и «безработный» несовместимы и абсурдны.

Как может платить взнос в госбюджет тот, кто и так не имеет средств для жизни? Получается, что те, кто не смог трудоустроиться, будут платить за отсутствие источника дохода.

Почему люди трудоустраиваются неофициально? Потому что центры занятости предоставляют мало вариантов для обеспечения работой. Чаще всего это места, где мало платят.

Обычно среди предложенных вакансий нет должности соответствующей квалификации, поэтому большинство отказывается. Из-за этого человека лишают социальных ежемесячных выплат, и ему приходится работать неофициально там, где его устраивает работа и доход.

Максимальный период, на протяжении которого человеку выплачивают пособие по безработице, — один год. За это время устраиваются на работу по специальности очень немногие. Те же, кто не смог найти интересующую работу, вынуждены будут еще и платить за это.

В петиции против налога были приведены следующие важные аргументы:

  1. Люди отказываются от предложенных вакансий не потому, что не хотят работать или пренебрегают предложениями, а потому, что не хотят работать за мизерные зарплаты.
  2. Мизерная зарплата означает мизерную пенсию.

Важная деталь: в Конституции РФ и Трудовом кодексе страны говорится, что принуждать граждан к труду противозаконно. А новый закон как раз и будет оказывать давление на каждого неработающего гражданина, что противоречит и Конституции РФ, и ТК России. Поэтому правительство вынуждено будет вносить поправки в основные законы страны.

Среди противников «закона о тунеядстве» есть и те, кто поддерживает самозанятых граждан. Согласно их утверждению, государство хочет за счет этих людей, доход которых не столь впечатляющий, пополнить казну. Хотя сделать это гораздо проще, если начать не с бедных, а с тех, кто возглавляет рейтинги самых богатых людей страны.

Скептики (а в правительстве есть и такие) считают: введение нового закона приведет к тому, что граждане начнут массово трудоустраиваться, а это чревато возникновением нехватки рабочих мест. Те же, кто не сможет найти работу, обратятся на биржи, и им придется выплачивать пособия. Все это не приведет к наполнению бюджета, а нанесет ему урон.

Они предлагают опробовать новый закон в действии в одном из регионов и уже по полученным данным решать, нужен он или нет.

Хотя разговоры о введении нового закона ведутся уже несколько лет, пока еще неизвестна точная дата его принятия. Дмитрий Медведев сказал, что на начало 2019 года имеется лишь основа нового законопроекта, но и она нуждается в доработке.

С учетом того, что для полноценной подготовки понадобится минимум один-два года, ожидать, что новый закон будет введен в 2021 году не стоит.

Премьер-министр отметил, что закон направлен не на то, чтобы заставить платить налоги не желающих работать и уклоняющихся от трудовой деятельности. При помощи увеличения налоговых поступлений планируется пополнить казну. Поэтому под прицел законопроекта попадут не все неработающее граждане, а только те, кто платить налог не хочет.

Один из примеров. Гражданин сдает квартиру. За полученные деньги он живет и при этом платит налог, поэтому под закон о тунеядстве такой человек не попадает. Как и многие другие категории граждан, которые, независимо от рода их трудовой деятельности, делают отчисления в пенсионный и налоговый фонд.

А вот работающим в тени гражданам депутаты уже сейчас советуют легализоваться. При введении налога на безработных планируется создание базы данных. Поэтому скрывать свои доходы от налогообложения уже не удастся.

В базу будут внесены жители всей страны, поэтому вычислять действительно безработных в РФ или работающих нелегально будет легко.

Множество жителей столицы, Санкт-Петербурга и других крупных городов сдают свое жилье и не платят с дохода налоги. Чтобы не допустить подобного, планируется ввести в Москве налог на имущество для тех, кто будет замечен в нарушениях.

На каждом Законодательном собрании депутаты предлагают новые идеи по поводу того, какие меры можно принять к людям, работающим в тени. Все эти действия направлены на быстрейшее создание и внедрение законопроекта о налоге на тунеядство.

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Европейские страны тратят большие суммы на поддержку неработающих лиц. Это порождает социальную проблему: граждане не хотят работать из-за того, что пособия для безработных сопоставимы с минимальным доходом трудящегося населения. Разница составляет 150-200 долларов. Другая социальная несправедливость — трудоустроенные граждане не получают льготы, которые положены безработным.

Но государства Европы принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан. Они предлагают поощрение работающим — открывают новые рабочие места, трудоустраивают только что окончивших вуз и без опыта. Кроме того, в Европе деятельность налоговой службы по выявлению неофициального заработка очень эффективна.

Помимо прямого налога с безработных в Минтруде разработали еще одну инициативу о введении страховых взносов на случай безработицы. Вы знаете, что каждый работодатель помимо зарплаты сотруднику должен производить отчисления в Пенсионный фонд, а также в Фонд социального и медицинского страхования. Так вот, теперь Правительство планирует обязать работодателей отчислять еще один взнос за каждого работника в социальный фонд, где будут аккумулироваться деньги для выплаты пособий наемным работникам, оказавшимся в ситуации безработицы.

У данного проекта тоже есть как сторонники, так и противники. Большинство предпринимателей считает, что увеличение финансовой нагрузки попросту убьет бизнес, работодателям придется изыскивать дополнительные деньги на отчисления, и это может привести к снижению заработных плат.

Думается, что эти инициативы могут только увеличить количество безработных, люди не сильно верят в завтрашний день, и многие предпочтут получать зарплату 100 000 рублей в конверте, чем 30 000 рублей официально.

Хотя у Правительства есть еще один способ вывести работника из тени серого бизнеса – введение уголовной статьи за тунеядство. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга уже вносили данное предложение на рассмотрение. Согласно предложению, уклонение от работы свыше 6 месяцев предлагали наказывать принудительными работами на срок до 1 года. Данное предложение было отклонено, но нет никаких гарантий, что правительство не вернется к рассмотрению данного вопроса в будущем.

27554

43286

53872

19929

Фото 16504

Фото 14431

Смысл инициативы, которая направлена на то, чтобы ввести налог на тунеядство в России 2021 году или позже, заключается в том, чтобы обязать всех граждан, признанных трудоспособными и не имеющих официального трудоустройства, выплачивать соответствующую выплату в бюджет страны. Идея проекта заключается в том, что такие граждане пользуются всеми возможностями созданной государством социальной инфраструктуры, поэтому обязаны платить за это по отдельной схеме в силу отсутствия перечислений из заработной платы. Что касается разновидности платежа, освещающие налог на тунеядство в России 2021 новости не предоставляют конкретной информации, решение находится на стадии обсуждения. По имеющимся сведениям его необходимо будет выплачивать ежегодно.

Новостные ленты массово приводят слова вице-премьера Российской Федерации Ольги Голодец о том, что вопрос о возможном введении в следующем году налога на тунеядство обсуждается на уровне Совета Федерации. Точной информации о том, будет ли налог на тунеядство и в какие сроки, в настоящее время нет. Законопроект по данному вопросу не разработан. Однако пример соседней Беларуси показывает, что такой вариант развития событий вполне жизнеспособен, если не в 2021 году, то в не слишком отдаленном будущем. Как известно, на данный момент происходит детальное изучение опыта в данном вопросе соседней страны. Поэтому имеет смысл знать, в чем может заключаться данный законопроект. Есть информация, что в течение последующих нескольких лет будет проведена масштабная работа, одним из этапов которой станет определение числа неработающих граждан, которые пользуются социальными привилегиями.

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году. Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования. Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования. Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.

Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.

Налог на тунеядство и его последствия

Принятые меры по борьбе с иждивенцами продлились недолго. Три года спустя, 25 января 2018 года Президент подписал новый Декрет №1 «По содействию занятости». Он внёс существенные изменения в ранее принятый закон и буквально отменил его положения. С этого времени все граждане, которые не заняты в экономике, освобождались от выплаты налога.

Кроме того, на территории всей страны начали действовать комиссии, которые помогали гражданам:

  • Трудоустроиться
  • Пройти переобучение
  • Получить временную работу

Теперь, согласно последним новостям о законе, в 2020 году налог на тунеядство в Беларуси перестал действовать. Но несмотря на то, что крайнюю меру наказания отменили, неработающие всё равно находятся в зоне риска.

Если вы не работаете на протяжении 183 дней в году, вам грозит:

  • 100% оплата ЖКУ. Если вы не трудоустроены и при этом являетесь собственником квартиры или дома, то оплачивать горячее водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение при наличии индивидуальных отопительных газовых приборов придётся по полным, а не субсидируемым тарифам.
  • Отсутствие государственной поддержки. Если вы попали под статус иждивенца, вам не выдадут льготный кредит или субсидию на строительство, реконструкцию или покупку жилья.

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин.

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль декларирования доходов и имущества.

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в городах, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Налог на тунеядство – когда введут, и каким он будет?

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Так с 1 января 2019 года те, кто не работает без объективных на то причин, должны оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября платить по экономически обоснованным тарифам также за газоснабжение и теплоснабжение.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

Ольга Голодец объявляет, что российское законодательство позволяет гражданам не работать, но при этом они не платят страховые взносы, и не являются участниками системы медицинского страхования.

В трудоспособном возрасте Российской Федерации находится 75 000 000 человек. Каждый из этих людей может не работать, но некоторые выбирают для себя другой путь. И законодательство это разрешает, хотя и продолжает обсуждать тему того, сколько налога на тунеядство в России в 2021 году.

Кстати говоря, Татьяна Нестеренко, которая является заместителем Министра финансов, поддерживает данную идею. По её словам за каждого неработающего гражданина платят субъекты федерации. Фактически они живут за счёт других людей, именно поэтому налог называется «на тунеядство».

Да, законодательно такие люди есть – дети, пенсионеры или инвалиды, а также официально безработные граждане. За них субъекты обязаны платить, но если люди не работают по собственному желанию, то это их выбор.

Пока в пресс-службе сообщается, что никакого закона о тунеядстве нет, поэтому нет смысла говорить принят или нет он. Министерство труда не принимает конкретных решений, поэтому пока, уже который год подряд, эти новости просто обсуждаются.

Независимые эксперты призывают аккуратно относиться к формулировкам. Дело в том, что нужно уметь отличать неработающих граждан от тех людей, которые проживают в сером секторе – работают, но не официально. Необходимо заниматься легализацией работы, а не введением новых налогов, которые вызывают беспокойство среди общественности.

Недавно Министерство труда опровергло слухи о том, что готовится налог для тунеядцев. Специалисты сделали заявление по поводу того, что сегодня обсуждается возможность легализации рынка занятости. И разговоры пошли на фоне того, что налог на тунеядство упомянул Андрей Пудов, ссылаясь на опыт с Белоруссией.

С 2015 года жители страны, которые живут там, но не платят налоги с заработных плат, обязаны оплачивать ежегодно в государственные бюджет не менее 250 долларов в пересчете на местную валюту. Однако нужно помнить, что нельзя полностью переносить опыт белорусов на россиян, хотя это не исключено, что подобный налог появится может. И стоит сказать, что отзывы о налог на тунеядство в России 2021 года нельзя сравнивать с белорусским опытом.

Специалисты утверждают, что в Беларуси есть проблемы, которые состоят в том, что люди уезжают из страны работать в другие места. В России же при обсуждении подобного вопроса пришли к консенсусу о том, что нужно вводить ответственность за «золотых тунеядцев», как бы необычно это не звучало.

Здесь речь о том, что такие люди обычно ездят на дорогих автомобилях, живут в других домах, заключают крупные финансовые сделки, но официально не получают никаких доходов. Естественно, для них не станет проблемой оплаты налога на тунеядство, какой бы не была сумма налога на тунеядство в России.

Возможность введения нового платежа открыла в российском обществе широкую дискуссию, как относительно его целесообразности, так и самой формы его уплаты. Результаты опроса ВЦИОМ говорят, что 45% граждан поддерживают введение «налога на тунеядство», правительство прикидывает потенциал такой формы легализации серых платежей, эксперты и оппозиция говорят про отсутствие логики в таком решении, а премьер и вообще утверждает, что это вовсе никакой не налог на тунеядство и называть его так не корректно. Но как бы этот новый социальный взнос ни назывался, сомнений в том, что он будет введен, все меньше и меньше.

Все это лишь вопрос времени.

Например, член Совета Федерации Валерий Рязанский, в интервью Информационному агентству REGNUM, предположил, чтосоответствующий проект закона может быть внесен в парламент еще до начала зимы. Сенатор утверждает, что соответствующие поправки в налоговое законодательство уже сейчас находятся на согласовании в правительстве и в ноябре могут быть предложены к рассмотрению в Госдуме, чтоб до конца года они могли быть приняты. Однако с этим не согласен сам глава Минтруда, который, как сообщают «РИА Новости», заверил журналистов, что до Нового года подобный документ не будет рассматриваться, и даже не будет внесен в парламент. Как рассказал Топилин, основная проблема в том, что в правительстве не могут определиться с тем, как реализовать взыскание налога технически. Но, по мнению министра, это уже должно служить «сигналом для тех, кто хочет жить за чужой счет».

Топилин утверждает, что нынешняя система социальных платежей несправедлива для официально работающих граждан – им приходится платить дважды – «за себя и за того парня». Но в таких заявлениях чиновник лукавит, поскольку он говорит про социальные платежи, а «за того парня» их уплачивают не работающие граждане, а региональные бюджеты, которые, в свою очередь, дотируются федеральной казной. Поэтому забота о социальной справедливости по отношению к трудящимся-плательщикам налогов, которой обосновывают введение налога на тунеядство в Минтруде – всего лишь ширма, при помощи которой попытаются снизить нагрузку на федеральный и региональные бюджеты.

Но даже если планы правительства будут воплощены в жизнь, снять нагрузку не так уж и реально – согласно разным оценкам, в России около 13-16 млн человек, социальные взносы на которых уплачиваются государством. По данным Счетной палаты РФ, ежегодный дефицит страховых фондов составляет около 65 млрд рублей, притом что на обеспечение бесплатной медицины для неработающих только в 2015 году было выделено 616 млрд рублей… Как пишет ТАСС, ссылаясь на свои источники в правительстве, власть реально оценивает возможность собрать налог с 5 млн россиян. Учитывая, что озвученный Топилиным минимальный размер налога должен составить около 20 тыс. рублей,это может ежегодно приносить в казну дополнительные 100 млрд рублей.

В этой связи, российское правительство вполне может перенять опыт соседней Беларуси, который, собственно, еще весной был взят для изучения отечественными властями – но тогда еще ничего «не предвещало беды». Там все просто: они не выделяют конкретных категорий плательщиков налога – его должны уплачивать все, кто на протяжении более чем 183 календарных дня проживал на территории страны, но не участвовал в финансировании бюджета (не платили налогов), независимо от того, работали они или нет. Такой подход гораздо больше похож на советскую концепцию борьбы с тунеядством и несколько отличается от российской инициативы – в отличие от озвученных в РФ предложений, белорусский налог рассчитан на финансирование государства в целом через налоги, а не обеспечения функционирования социальной инфраструктуры.

Но, несмотря на различия в форме, выбранные белорусами подходы к взысканию представляются наиболее эффективными, по крайней мере, с точки зрения собираемости. Они просто обязали всех, кто попал под формальные признаки уплачивать налог или представить справку о трудоустройстве и уплате налогов. Нет доказательства – должен платить. Поэтому первое, что нужно для эффективного сбора – определится, кто таки должен платить, и как сказал глава Минтруда – это работающие, но не отчисляющие взносы россияне. Такие узкие, в отличие от Беларуси, критерии не позволяют четко выявить плательщика, даже используя данные всех государственных реестров. Поэтому российским властям придется установить что-то вроде презумпции вины, когда легально неработающий гражданин будет считаться потенциальным плательщиком налога до того момента, пока не сможет доказать обратное.

К тунеядцам приравниваются все трудоспособные граждане, которые без наличия на то серьезных оснований, до сих пор не трудоустроены, либо вовсе не хотят работать, а также люди, получающие неофициальные зарплаты. Существуют определенные категории граждан, которые будут освобождены от выплат:

  • Женщины, на иждивении которых находятся дети младше 7 лет;
  • Студенты;
  • Несовершеннолетние лица;
  • Люди с инвалидностью и иными льготами;
  • Граждане, оформившие на себя уход за инвалидом;
  • Граждане, состоящие на учете в центре по трудоустройству.

Каким образом будет происходить подобное распределение пока неясно. По неподтвержденным сведениям планируется проводить сравнение списков налоговых и пенсионных служб.

Опираясь на опыт Белоруссии, где подобный закон уже был принят, можно сделать вывод о том, что на практике при его реализации возникает множество спорных вопросов. В результате недоработок несколько тысяч белорусских граждан, имеющих официальное трудоустройство, получили уведомления о необходимости заплатить налог на тунеядство.

Налог на тунеядство в России в 2021 году

Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», появившийся в 2015 году, обязывал каждого гражданина, не занятого в экономике страны, выплачивать годовой сбор в размере 20 базовых величин, но был плохо проработан и вызвал серьезное недовольство у белорусов.

В итоге 31 марта 2018 года выходит Постановление №239 Совета Министров Республики Беларусь, формирующее порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике и предполагающее совершенно иные меры воздействия на основании разработанного Положения.

А уже 1 декабря 2018 года была запущена соответствующая база тунеядцев, доступ к которой теперь может получить каждый.

Нашумевший Декрет №3 относил к тунеядцам всех трудоспособных граждан, кто проработал в году менее 183 календарных дней.

Новое Положение предполагает более гибкий подход к определению социального иждивенчества — и учитывает не только категорию, к которой относится тот или иной гражданин, но также и жизненную ситуацию, при которой он лишился работы.

Приведем простой пример.

Если вы уволились в марте, то не будете считаться тунеядцем до июля месяца.

Если же вы при этом лишились работы вследствие сокращения штата, то в таком случае вас не будут относить к тунеядцам в течение 6 месяцев со дня даты увольнения.

База иждивенцев обновляется поквартально, поэтому сведения о вашем статусе будут оперативно попадать в нужные списки.

В Положении перечислены все категории граждан, которые не считаются не занятыми в экономике и не будут включены в базу. Достаточно лишь хорошенько изучить список.

Кроме тех, кто состоит в трудовых отношениях (работает по контракту и гражданско-правовым договорам), это:

Кстати, пока не забыл. В Беларуси очень мало сайтов и телеграм-каналов, посвященных Финансам. Наш канал @FinBel в числе.

Мы публикуем интересные материалы про все, что связано с деньгами в Беларуси: инвестиции, недвижимость, бизнес, ИП, налоги и немного бухгалтерии, финансовые лайфхаки. основаны на личном опыте авторов.

Подписывайтесь, чтобы потом не искать – @FinBel

  1. Студенты дневной формы обучения, учащиеся духовных учебных заведений, получающие любое образование в дневной форме, кроме дополнительного.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Самозанятые — лица, осуществляющие виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, – при условии уплаты налога за соответствующий период.
  4. Адвокаты и нотариусы.
  5. Лица, оказывающие услуги в области агроэкотуризма.
  6. Ремесленники.
  7. Военнослужащие, резервисты или военнообязанные во время прохождения сборов, проходящие альтернативную службу.
  8. Супруги военнослужащих, работающих по контракту.
  9. Пенсионеры и декретницы.
  10. Инвалиды и нетрудоспособные граждане.
  11. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или на принудительном лечении.
  12. Олимпийские чемпионы и включенные в состав национальных и сборных команд.
  13. Получающие пенсию по потере кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
  14. Зарегистрированные в качестве безработных, либо проходящие профессиональную переподготовку.
  15. Священнослужители и церковнослужители.
  16. Работники творческих союзов.
  17. Являющиеся матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) и воспитывающие ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

В списке выше указаны самые распространенные категории, полный список с пояснениями – в официальном документе в PDF.

Домохозяйки, которые воспитывают детей до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, в базу не занятых в экономике не попадают. Также не включаются в базу и супруги военнослужащих по призыву и контракту, а также молодых специалистов, прибывших на работу по распределению.

Соответственно, если вы не подпадаете ни под одну из перечисленных категорий и не работаете, то имеете все шансы быть включенным в базу.

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году.

Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования.

Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Последние поправки в законопроект вносили и в 2017, в 2018 и в 2019 году. Никаких существенных изменений документ не претерпел.

Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали.

Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.

Закон о безработице в 2021 году

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного.

В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования.

Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

До возникновения СССР борьба с тунеядцами не велась. Такое явление только получало социальное неодобрение. Когда к власти пришли большевики, началась перестройка всей политической системы. Для этого требовались деньги и трудовые ресурсы. Новое Правительство считало, что тунеядцев нужно перевоспитывать.

Такие идеи отразились в декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. По этому документу все жители Советского Союза, которые получали доход не от полезного обществу труда или использовали наемных работников, лишались политических прав. В 1951 году вышел указ о борьбе с иждивенцами. Но исполнение указа ограничилось осуждением только 1% безработных из 150 тысяч.

Серьезнее подошли к делу уже в 1961 году, когда вышел закон об ужесточении способов борьбы с иждивенцами. Наказанием для «паразитирующих» граждан стало переселение в специально отведенные регионы с конфискацией всего имущества и принудительной работой до 5 лет. Наказывали даже тех людей, которые получали доход от личного имущества — квартиры или автомобиля. Труд стал обязательным для всех граждан страны.

Налог на тунеядство в РФ рассматривают не просто как способ обогатить государственную казну. Правительство аргументирует необходимость рассмотреть вариант получения налогов от граждан, которые не работают официально, потому что это вызывает дисбаланс в экономике.

Налоги страны, которые оплачивают ответственные граждане, идут на финансирование социальной сферы. Это медицина, школы, детские сады, пенсия. Воспользоваться услугами учреждений государства может каждый, ведь в Конституции все имеют право на бесплатную медицину, образование и на получение пенсионных отчислений по достижению соответствующего возраста. Но на практике, получается, что услугами этой сферы пользуются все, а оплачивают их только некоторые.

Отсюда и стремление продумать механизм получения налогов с тех, кто так же, как налогоплательщики посещает поликлиники, отдает детей в школы и детские сады, пользуется другими привилегиями, оплачиваемыми за счет государственного бюджета, не вложив в эту систему ни копейки.

Речь не идет о незащищенных категориях населений, которые в любом случае освобождены от уплаты налогов. Речь о самозанятых гражданах, которых в нашей стране большое количество. Эти люди ведут деятельность с целью получения дохода, как и предприниматели. По сути, самозанятое население ничем не отличается от индивидуального предпринимателя. Разница только в том, что официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель выплачивает налоги государству, а самозанятые граждане всю прибыль забирают себе. И внедрение новых законопроектов направлено на выведение из тени самозанятых категорий граждан.

Пока все попытки добиться честной уплаты налогов от самозанятых граждан РФ терпят поражение. Люди находят новые способы оставаться в тени. Причин неуплаты много – в частности, недоверие к государству, недоверие Пенсионному фонду, который мог бы обеспечить безбедное существование гражданина после выхода на пенсию. И это недоверие основано на реальных причинах. Поэтому перед тем, как предпринимать попытки получить налоги от неофициальных работников в стране, не помешало бы обратить внимание на политику социального обеспечения граждан. Возможно, изменения в этой сфере вернут доверие к государству, и люди с большей охотой самостоятельно будут выходить из тени.

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.